Вдыхая жизнь в организм страны: Ярослав Усов о возрождении малых городов.

Есть ли жизнь за пределами столицы? К сожалению, сейчас ответ на этот вопрос становится все менее очевидным. Малые города вымирают — архитектура ветшает, а люди выбирают более крупные центры для жизни, ведь там больше работы и лучше развита городская инфраструктура. Однако в этом печальном процессе наметился переломный момент. Архитектор Ярослав Усов – о том, как […]
Есть ли жизнь за пределами столицы? К сожалению, сейчас ответ на этот вопрос становится все менее очевидным. Малые города вымирают — архитектура ветшает, а люди выбирают более крупные центры для жизни, ведь там больше работы и лучше развита городская инфраструктура. Однако в этом печальном процессе наметился переломный момент. Архитектор Ярослав Усов – о том, как вернуть жизнь, работу и туризм в малые города России.
Развивать малые города жизненно необходимо любой стране, особенно России, учитывая ее масштаб и расстояния. Малые города – это важнейшие узловые точки организма страны, соединяющие ее территорию в единое целое и обеспечивающие жизнедеятельность всей системы. Политика переселения людей в крупные города фактически уничтожила деревню и лишила развития малые населенные пункты: многие годы динамика численности по малым городам была отрицательной. К сожалению, в провинции людям зачастую негде работать, у них нет достойных условий для жизни.
В тоже время во всех развитых странах Европы комфорт и уровень жизни в небольших населенных пунктах не только не ниже столиц, но и зачастую выше! Например, один из лучших ресторанов Испании, имеющий 3 звезды Мишлен, находится вблизи Жироны, а не в Мадриде или Барселоне. Крупнейшие фабрики, производящие керамическую плитку, заняли несколько областей провинции Кастельон. Главные мебельные фабрики Италии находятся в небольших городках, в которые едут работать из крупных мегаполисов, таких как Милан, создавая приток рабочей силы. В Испании, если говорить про центральную часть, многие люди выбирают малые исторические города, такие как Саламанка или Авила, для жизни и отдыха, и ездят на электричке или автомобиле работать в Мадрид. При этом в Саламанке или Авиле можно позволить себе более дешевое и не менее комфортное жилье. Зачем испанцам жить в шумном, “грязном” мегаполисе, с толпами мигрантов и попрошаек, когда за меньшие деньги они могут позволить себе квартиру с видом на замок или тихий зеленый сад с трехсотлетними дубами? А в кино или театр в Мадриде всегда можно добраться за 40 минут. Основная работа в таких городах связана со сферой туристического обслуживания, сельского хозяйства и производства, при этом уровень зарплаты не сильно отличается от столичного. Людям комфортно жить и работать вблизи дома, им не нужно переезжать в Мадрид или Барселону для выживания. При этом Испания последние годы переживает тяжелейший экономический кризис.
Конечно, такая доступность достигается за счет развитой транспортной инфраструктуры.
За день до этого разговора я лично ездил на наше, российское производство в город Ногинск из Москвы, путь занял два с половиной часа в одну сторону… а это всего 43 км от МКАД. До этого пятничным рекордом были 8 часов до Суздаля. Иногда по России быстрее перемещаться пешком, к сожалению.
Создавая концепцию развития малых исторических городов России, я выбрал Козьмодемьянск и Мещовск. Это города с большой историей: В Мещовске 400 лет назад зародилась династия Романовых, сразу две царевны родом из этих мест. В рамках празднования 400-летия дома Романовых были запланированы работы по благоустройству города, тогда и была приглашена наша команда. Мы несколько раз посещали Мещовск, работали с архивными материалами, встречались с администрацией города и настоятелем Свято-Георгиевского монастыря. Этот город с богатым прошлым и большим недооценённым потенциалом развития, настоящая жемчужина Калужской области. Мещовск частично утратил историческую среду, а места отдыха в городе не благоустроены. Туристическая составляющая отсутствует, и прибрежная зона, которая могла бы стать украшением города, местом притяжения для жителей и туристов, заросла камышом, выход к воде затруднен.
Козьмодемьянск – яркий пример влияния транспортной инфраструктуры на развитие города. Во второй половине XIX века Козьмодемьянск был богатым купеческим городом, даже более процветающим, чем его соседи — Чебоксары и Царевококшайск (современная Йошкар-Ола). В XX веке Козьмодемьянск утратил свое ключевое значение Марийского края — построенные железнодорожные и автомобильные пути обошли город стороной, а речное сообщение потеряло свое стратегическое значение. Жизнь в городе замерла. В Козьмодемьянске преимущественно одно-, двух-этажная застройка. Сохранились как деревянные, так и каменные усадебные дома XIX века.
Для Козьмодемьянска были предложены следующие решения:
— Определены главные точки притяжения города и предложены мероприятия по их совместному функционированию
— Предложены решения по реконструкции набережной зоны и созданию туристических маршрутов
— Предложены решения развития туристической инфраструктуры
— Реорганизация Торговой площади с разработкой дизайна торговых павильонов
— Реорганизация парковой зоны и соединение ее с набережной
— Благоустройство набережной с организацией мест отдыха и переустройством пристани
Козьмодемьянск — уникальный красивейший город, с прекрасным музеем деревянного зодчества, с сохранившейся городской средой XIX века и уникальными купеческими домами. Сегодня сюда можно добраться либо на автобусе, либо редким туристическим теплоходом. Главная достопримечательность города – этнографический музей под открытым небом, где собраны образцы традиционной деревянной архитектуры, восстановлено убранство изб. Здесь представлены привезенные из разных сел строения — от амбара до мельницы. Они ярко и полно демонстрируют не только талантливое народное зодчество, но и быт горных мари. Речной фасад города – набережная, закованная в бетон. Увы, удобного спуска к воде нет, как и удобной пристани для туристических кораблей. В городе не развита туристическая инфраструктура, что совершенно непростительно для такого интереснейшего места.
Козьмодемьянск и Мещовск непохожи друг на друга, но их объединяет то, что это древние города с большой историей. Их объединяет и общая отрицательная динамика численности населения – люди уезжают за большей зарплатой и более комфортными условиями жизни. Еще недавно главным развлечением молодежи в Мещовске была поездка на дискотеку в соседний город. Оба города граничат с рекой, но этот потенциал практически не используется.
Для Мещовска нами была предложена комплексная программа экологического развития городской территории:
— Сделаны проектные предложения по развитию парковой зоны с устройством летнего кинотеатра, спортивных и детских площадок
— Развитие рекреационных зон для отдыха горожан
— Сохранение и восстановление исторической среды. На основе архивных материалов воссозданы исторические фасады главных улиц
— Развитие прибрежной зоны с устройством удобного спуска к воде, разработкой водных маршрутов.
— Реконструкция центральной площади с возвращением функции главной торговой площади
— Организация археологического музея и деревни мастеров вблизи кургана для привлечения туристов и проведения образовательных программ для жителей города
— Разработка нового въездного знака и фирменного стиля визуального оформления города, что повысит узнаваемость и послужит популяризации города
— Разработка архитектурных решений на примере дома для престарелых, стилистика которого перекликается с деревянными избами расположенными по соседству. Проект в дальнейшем был доработан нашим архитектурным бюро «Дизайнус» и получил первое место международной премии MADA и стал серебряным призером фестиваля «Зодчество».
Я уверен, комплекс предложенных мероприятий преобразит и вдохнет новую жизнь в городское пространство. Комфортная среда привлечет новые инвестиции, послужит созданию новых рабочих мест и остановит отток населения. Реставрация памятников культуры и архитектуры привлечет туристов, что поспособствует развитию туристической инфраструктуры. Благоустроенные парки и зоны отдых положительно повлияют на качество жизни горожан, у которых появится больше возможностей для качественного отдыха.
Сейчас дело за малым — проекты ждут политического решения, за которым последуют инвесторы, так как у местных администраций нет средств на реализацию программ возрождения городов. Городам потребуются как частные, так и государственные инвестиции. Частных инвесторов заинтересует то, что часть площадей зданий, павильонов и кафе могут быть переданы им в безвозмездное пользование. Взамен инвесторы так же могут получить от города в аренду землю на льготных условиях, использовать и развивать прибрежную инфраструктуру, гостиничный бизнес и т. д. Государственные инвестиции приведут к тому, что само государство получит новые рабочие места, развитие внутреннего туризма и транспортной инфраструктуры, повысится уровень жизни, прекратится отток населения. Развитие получат все отрасли – от энергетики до сельского хозяйства, так как города станут привлекательными для жизни и работы с благоприятным деловым климатом. Нами разработано несколько вариантов проектных решений, и окончательная цена будет зависеть от выбранного комплекса работ. Однако совершенно точно можно сказать, что она будет меньше стоимости недавней реконструкции Тверской улицы в Москве.
Проекты предполагается реализовывать поэтапно: сначала благоустройство парков и прибрежной зоны, затем реставрационные работы и реконструкция зданий и наконец новое строительство. Это большая работа, требующая усилий многих специалистов. В ней будут задействованы архитекторы, ландшафтные дизайнеры, историки, реставраторы, экономисты, урбанисты.
Безусловно, мы видим заинтересованность властей — администрации Мещовска очень понравилось наше предложение, но организовать финансирование они не могут. По итогам работы мы получили благодарственные письма от администрации Мещовского района, а отдельные части проекта неоднократно выставлялись на выставках и публиковались в СМИ. Минкульт же пока не проявлял интереса к данным проектам, так как пока отсутствует единая политика развития и восстановления малых городов. Необходима политическая воля власти, без нее только частными инвестициями не решить проблемы.
Этот опыт можно будет экстраполировать и на другие малые города России. У нас сформированы научные и практические методы к экоустойчивому развитию малых исторических поселений. Работы по айдентике города включают в себя глубокий анализ и выявление точек притяжения. Большой опыт проектных работ позволяет нам реализовать комплексную программу развития от общей концепции до конкретных проектных решений. Мы не ограничиваемся брендингом или созданием красивого логотипа города — мы комплексно решаем задачи по восстановлению и обновлению организма города, города где комфортно жить и работать. Нам остается ждать инициативы власти, которая позволит привлечь инвесторов.
Интервью взяла Ракитина Юлия
http://russianasledie.ru/restavraciya/proektyi-naslediya-za-rabotu,-investoryi/vdyixaya-zhizn-v-organizm-stranyi.html